Родилась я осенью, не зимняя я. Но зима с такой интенсивностью вошла в мою жизнь, так неравномерно поселилась в моей биографии, что точно можно сказать - стала моей родственницей. В 6 лет родители улетели с материка жить на Чукотку. "...на пару лет, не больше" Ага! 8 лет! Зона..!
А что такое 8 лет в детстве - это же практически всё! Мои педагоги это не учителя русского и математики, нет.. мои учителя это пурга, дорога от дома до школы и от школы до музыкалки, это северный ледовитый океан, ягода шикша и серые камни - любимый урок физкультуры. С камня на камня - прыг, прыг! И как-то не боялась ногу сломать, ведь так бы и осталась в тех сопках. Фиг там кого найдёшь... Но сейчас это время как сундук с драгоценностями. Что оттуда не достань - всё сверкает, северным сиянием отблёскивает. Жили мы в бараке. Две комнатки. В одной - зал, прихожая, столовая и родительская спальня, а в другой - наше царство: пианино, уроки, потасовки, диафильмы, прятки, две узкие кроватки. Отец был в душе всегда новатором. Нас приучал к вещам на взгляд соседей экзотическим: "говорите мне Вы-папа" но мы смеялись над этим все, включая маму, которая старалась смеяться тайно в тряпочку, и отец сдался. Но зато прижилась зарядка и обливания на морозе, чему мы с братом были крайне рады. Это сделало нас в посёлке знаменитыми, нас с братом все уважали. Руки и ноги у нас в основном были горячие, пальто нараспашку, шарф перманентно потерян или завязан кое-как.
Мы жили в маленьком горняцком посёлке Валькумей. Из наших окон мы видели ясным днём в подзорную трубу или бинокль и моржей, и даже белых медведей, но это уже ближе к весне, зимой всегда метель, темнота, пурга. Культура вся была сосредоточена в двух точках: ВГСЧ, где горноспасателем работал мой отец и ДК, куда мы ходили с братом. Я на танцы и музыку, брат на шашки и шахматы. развлечений у нас с братом было завались! 1. в бараке: прятки по комнатам. 12 комнат! (задействовали все комнаты барака, независимо от того - был ли среди играющих боец из неё или нет) 2. Вышибалы в коридоре. Коридор был довольно узкий, быстрота реакции имела значение! 3. и Вы не поверите, но ещё мы просто обожали ходить толпой к фронтовику дяде Матею (он татарин был). Он по 100 раз нам показывал свои 2 замусоленные фотографии с фронта и по 100 раз рассказывал одни и те же истории про войну. Почему нам было не скучно это слушать? Я думаю потому что мы чувствовали что-то великое стоящее за этим. Были у нас у всех и животные, общение с ними тоже было нашим любимым делом.
Вот такая она была у меня - Чукотская зима. Счастливая, несмотря на 40 градусные морозы, страх, который я испытывала идя одна, в темноте, к своему бараку. До сих пор сохранился в памяти руки этот счастливый жест, когда я открываю дверь барака и на меня вываливается тёплый воздух. Он согревает мою жизнь до сих пор. Я это твёрдо знаю, оттуда, из детства до сих пор идёт тепло. Дорога домой меня научила это помнить. Когда ты долго идёшь по холоду, одна, руки немеют и ног уже не чувствуешь... и почти ничего не видно - там дома, тебя уже ждёт тепло, надо просто дойти. Надо идти и придёшь. Дом - это счастье, где бы он ни был, семья - это счастье, с детства и навсегда.
#Инесса_Рахманова #Зимняя_Ника #Чукотка #детство #счастливое_детство #северный_ветер #отец #мама #дом #семья